|
|
Профилактика миопии в школах Профилактика миопии в школах
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр глазных болезней имени Гельмгольца»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
|
УТВЕРЖДАЮ
Директор, главный внештатный специалист офтальмолог Минздрава России,
академик РАН
___ В.В. Нероев
|
Профилактика миопии в школах
(Методические рекомендации для использования а работе педагогами общеобраиmame.’iьных органи заций по проведению зрительной гимнастики обучающихся)
|
Составители:
Катаргина Л.А, - главный внештатный детский офтальмолог Минздрава России, начальник отдела патологии глаз у детей, проф. д.м.н.
Тарутта Е.П. -начальник отдела патологии рефракции, бинокулярного зрения и офтальмоэргономики, проф., д.м.н.
Тарасова Н.А. - старший научный сотрудник отдела патологии рефракции, бинокулярного зрения и офтальмоэргономики, к.м.н.
Кушнаревич Н.Ю. - старший научный сотрудник отдела патологии рефракции, бинокулярного зрения и офтальмоэргономики, к.м.н.
|
1. Для профилактики детской близорукости, в частности, в школьном возрасте, необходимо ужесточить контроль за соблюдением норм действующих Санитарно-эпидемиологических правил и норм (САЫПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189) для образовательных учреждений РФ и в частности:
А) Приложение 1 от 25.12.2013 к САНПиНу 2.4.2.282140. Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся: положение головы, плеч, рук, расстояние от глаз до книги.
Б) Приложение 4 от 24.11.2015 к САНПиНу 2.4.2.2821-10. Рекомендуемый комплекс упражнений для физкультурных минуток: проведение на уроках физкультурных минуток для снятия локального утомления и улучшения мозгового кровообращения.
Рекомендуемый комплекс упражнений для физкультурных минуток (ФМ). Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия. ФМ для улучшения мозгового кровообращения: 1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный. 4. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения И.п. - сидя, руки на поясе. 1 поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад. 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп ‘ медленный
|
В) Приложение 5 к САНПиНу 2.4.2.2821-10. Рекомендуемый комплекс упражнений для глаз.
Рекомендуемый комплекс упражнений для глаз:
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет I - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз
5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль насчет 1 - б. Повторять 1 -2 раза.
Г) п 5.3. к САНПиНу 2.4.2.2821-10. Основным видом ученической мебели для обучающихся I ступени образования должна быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности плоскости школьной парты должен составлять 7 - 15°. Мебель в школах должна соответствовать росту детей
Д) п.VII. Требования к естественному и искусственному освещению должны соблюдаться: привести освещенность учебных столов в классах в соответствие с существующими нормами. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных ' залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк. При использовании компьютерной техники и необходимости сочетать восприятие информации с
|
экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть не ниже 300 лк. Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением - софитами, предназначенными для освещения классных досок.
Рекомендуется также:
2. Исключить использование электронных учебников и электронных досок в учебном процессе в младших классах и существенно ограничить их использование в старших классах. Настоятельно не рекомендовать приносить в школу планшеты и смартфоны и пользоваться ими. Проводить разъяснительную работу с детьми и родителями о вреде длительной зрительной работы на планшете и смартфоне. Грязные окна уменьшают естественное освещение на 10%, значит мыть их нужно 2-4 раза в год.
3. По окончании каждого урока со зрительной нагрузкой на близком расстоянии проводить 1-минутный комплекс упражнений по расслаблению напряжения аккомодации (см. упражнение №4 выше).
4. При планировании уроков физкультуры увеличить продолжительность занятий на свежем воздухе, тщательно следить за соблюдением рекомендаций Минобразования об обязательном введении в расписание уроков физкультуры.
5. Уменьшить количество детей в классах (классы по 30 человек, парты находятся близко друг к другу, последние парты очень далеко от доски).
6. Качество интерактивных досок плохое (блики, с боковых рядов видно плохо, все сидеть в среднем ряду не могут).
7. Уменьшить домашние задания, связанные с компьютером.
8. Со второго класса у детей информатика. Желательно вводить этот предмет в более старших классах. Категорически не рекомендуются любые игры и упражнения с использованием компьютерных программ (в том числе шахматы на компьютере!)
Во время ФМ возможно также проведение следующих упражнений:
|
1. И.п. - сидя, руки на пояс. Из ярагюго верхнего угла проводим глазами
прямую линию в левый верхний угол, затем прямую линию в левый нижгшй угол, из левого нижнего в правый нижний и возвращаемся в правый верхний угол. Выполнить 2 подхода.
|
•→↓
↑←
Повторить упражнение в другую сторону. 2 подхода.
←•↑
↓→
Между подходами сделать отдых 30 секунд и поморгать глазами.
2. И.п. - сидя. Из правого верхнего угла глазами провести прямую линию в левый верхний угол, затем з правый нижний угол, из правого нижнего провести линию в левый нижний и вернуться в правый верхний угол. Выполнить 2 подхода.
|
Затем выполнить упражнение в другую сторону.
|
Между подходами сделать паузы отдыха по 30 секунд. Во время пауз часто поморгать глазами. Скорость движения глазами 16 -- 17 сантиметров в секунду.
|
После выполнения упражнения посмотреть па кончик своего пальца на расстоянии 30 см, а затем расслабиться. Повторить 2-4 раза.
3. И.п. - то же. Глаза смотрят вверх, по дуге переводим взгляд вправо, затем вниз и влево, возвращаемся в И.п. Движение глаз имитирует работу часов: смотрим на 12, на 3, на 6, на 9 и снова на 12. Выполнить 2 подхода.
|
Далее выполнить упражнение в другую сторону, то есть посмотреть на 12, затем на 9, на 6, на 3, и снова на 12. Выполнить 2 подхода.
В физкультпаузах школьникам рекомендуются каждое упражнение выполнять по 30 - 60 секунд (общая продолжительность занятия 5-10 минут). Это позволяет снимать утомление глаз, умственное и статическое утомление и улучшает гемодинамику головы и глаз.
На уроках физкультуры рекомендуются адаптированные спортивные игры - бадминтон, теннис (большой и настольный), волейбол, гандбол, футбол и другие с каким-либо движущимся (перебрасываемым) объектом и игровые упражнения - броски и удары мяча на короткие расстояния сериями с последующей посылкой мяча (броском или ударом) на дальнее расстояние в цель; подбрасывание мяча вверх одной шти двумя руками с последующей подачей в заданную часть площадей; броски мяча в цель с прогибом назад через голову; с наклоном между ног; с поворотом чуловища под левую и правую руку, ндгу; посылка мяча в цель броском или ударом в прыжке с поворотом на 90-180 градусов; подбрасывание мяча, волана (броски, удары) отведенной в сторону рукой (ладонью, ракеткой) под контролем зрения;
перебрасывание мяча с одной руки на другую; дриблинг мяча (о пол) с поворотами туловища без мяча; попадание мячом в неожиданно
|
появляющуюся с различных сторон на короткое время цель: бросающий стоит в центре круга (квадрата, треугольника), поднимающих мишени (по методикам Аветисова Э.С., Ливадо Е.И., Курпана Ю.И., 1996: Демирчогляыа P.P.. 1997, Героевой И.В.. 1996., Турманидзе В .Г.,2012).
Упражнения для тренировки статической силовой выносливости мышц туловища (разгибания,, лежа на животе - на полу, поперек гимнастической скамейки; разгибания в висе лицом к гимнастической стенке, на перекладине; разгибания., стоя на одной ноге - "Ласточка”, держась руками за стенки "балетные"; подъем ног в висе или упоре до прямого угла; подъем ног лежа на спине, параллельно полу, подъем ног лежа на спине, с удержанием пяток на высоте 5-10 см от пола; подъем туловища, лежа на спине, с удержанием головы на высоте 5-10 см от пола.
Элементы йоги - поза змеи; поза кобры; поза саранчи: поза качелей; поза лука; поднимание туловища: поднимание ног; касание коленом головы; полулунная поза; поза луны; поднимание туловища с поворотом; поднимание туловища, лежа боком; наклоны головы вперед и назад; наклоны головы в упоре на коленях.
Упражнения для коррекции осанки (по Н.И.Бурмистровой) - "Часовой"; "Весы"; "Прямая линия"; "Фигуристка1'; "Аист"; "Ласточка"; "Зайчик"; "Елочка"; "Потягушки"; "Звездочка"; "Подсвсчник"; "Шапка-Невидимка"; Присядка" и т.д.
Аэробные тренировки с циклическими упражнениями (бег, плавание, лыжи, коньки, гребля).
Приведенные упражнения способствуют нормализации осанки, улучшают гемодинамику, развивают двигательные качества - силу, выносливость, ловкость, гибкость, быстроту и формирование различных двигательных умений и навыков.
Необходим динамический час или подвижная перемена для решения общих задач физического воспитания и местных задач профилактики, миопии.
|
Уроки физкультуры проводятся согласно учебному расписанию - 2 раза в неделю. Динамический час проводится не менее 3 раз в неделю. Утренняя гигиеническая гимнастика дома - ежедневно. Физкультпаузы - 3 - 5 раз в день. Самостоятельные тренировки 2- 4 раза в неделю.
|
"Профилактика миопии в школах " методические рекомендации можно скачать: скачатьВы здесь: Главная Профилактика миопии в школах |
|
|